Система управления земельным банком

Применение информационных систем обеспечивает эффективное управление земельным банком и уменьшение рисков ведения бизнеса. 

Много лет подряд в аграрном бизнесе Украины прослеживалась тенденция к увеличению земельного банка агрохолдингов — в среднем на 10% ежегодно. Исключением являются последние годы, в которых по объективным экономическим причинам большинство компаний перешли к консолидации и оптимизации своих земель. В таких условиях все большее значение приобретает вопрос повышения эффективности и безопасности ведения агробизнеса. Учитывая тот факт, что основным активом в агропроизводстве является именно земля, построение системы управления земельным банком является первым и одним из важнейших шагов для выживания в условиях современных рыночных реалий. 

Мораторий на продажу земельных участков делает украинский рынок особым с точки зрения создания системы управления земельными ресурсами. Это обусловлено тем, что согласно действующему законодательству компании имеют возможность в основном лишь арендовать земельные участки. Именно поэтому безопасность и эффективность этого бизнеса начинается с налаживания земельных арендных отношений. Трудности в проведении регистрации договоров аренды и государственных актов на земельные участки создают первую зону риска. Это - подписанные, но незарегистрированные договора аренды. По сути, получаются активы, по которым существует значительный риск потери при форс-мажорных обстоятельствах. К этому можно добавить другие виды земельных участков, требующих «особого» подхода - невостребованные владельцами земельные паи, не оформленное наследство, земли запаса и другие. Все эти проблемы значительно усложняют процесс управления крупными хозяйствами, оперирующими участками в разных областях страны.

Создание систем учета

Сейчас наша компания работает более чем с 30 различными проектами по созданию систем учета для агрохолдингов Украины. Опыт работы подтверждает, что автоматизировать процесс управления и повысить информационную безопасность, эффективность работы земельной и юридической службы крупных предприятий, можно только внедрением комплексной информационной системы, приведением всех процессов к единым регламентам, а документов - к единым стандартам. Иначе возникают различные экономические, социальные проблемы, которые в конечном итоге могут вылиться в значительные убытки для агропредприятий.

Геоинформационная система охватывает все сферы процесса управления, а ее пользователи получают возможность синхронизировать процессы своей деятельности. Поэтому в рамках этих проектов мы сводим к единой электронной карте компании весь имеющийся картографический материал - карты распаевки по сельским советам, обменные файлы, сканированные или электронные карты полей, а также открытую кадастровую карту Украины. Все реестры по договорам аренды земельных участков систематизируются, импортируются в единую базу данных и привязываются к специально созданной электронной карте. После этого объекты электронной карты отображаются определенными цветами в соответствии с выбранными критериями: юридический статус договоров аренды - зарегистрированные / незарегистрированные участки, невостребованные и т.д.; срок действия аренды земельных участков - до 6 месяцев, от 6 до 12 месяцев, более года и т.д. В то же время создаются формы для ввода данных и шаблоны отчетов, привязываются шаблоны договоров аренды, актов и других документов, описываются служебные регламенты и инструкции. 

Отдельным вопросом является настройка прав доступа к картографической информации и базе данных. В рамках проектов мы разрабатываем для каждого клиента индивидуальную систему доступа к информации - разграничение доступа в соответствии с конкретными подразделениями или сельскими советами, возможность ограничения действий пользователей (просмотр, печать, редактирование, копирование) и др. Имея собственную экспертизу в вопросах аренды земельных участков, мы также сотрудничаем с ведущими юридическими компаниями для выполнения полноценного аудита земельного банка компании.

"Реализация проекта по комплексному внедрению информационной системы обеспечила менеджмент нашей компании оперативными отчетами, визуализацией на электронной карте всех арендованных участков в сравнении с полями. Теперь работа земельной службы агрокомпании автоматизированная - все реестры, договора, сканированные документы, шаблоны, отчеты находятся в единой системе, что обеспечивает защиту данных и значительно повышает эффективность работы специалистов."

Светлана Виязловская, финансовый директор компании «Кусто Агро»

Следующим этапом является создание электронной карты полей и ее дальнейшее соединение с базой данных кадастрового учета. Это позволяет решать вопросы контроля передвижения земельных участков как объекта собственности. А в сочетании с данными о севообороте сельскохозяйственных культур, состоянии почв - наладить мониторинг земель как одного из важнейших производственных ресурсов. Благодаря визуализации карты полей и кадастровой карты компании на этом этапе добавляются еще две характеристики земельных участков - полученные по обмену и переданные по обмену. Руководство предприятия получает возможность контроля за процессом обмена с точки зрения логистики и соответствия площади полученных участков площади переданным. Также запускается подсистема мониторинга контуров полей в соответствии с изменениями в земельном банке.

"Внедрение такой системы позволило свести на карте все арендованные земельные участки, которые обрабатывает наша компания. Мы имеем хорошую визуализацию и полную аналитику по земельным участкам, что позволяет проводить оперативный мониторинг изменений в земельном банке и их планирование. Если у нас заканчивается аренда земельного участка, контуры поля автоматически меняются, и это дает возможность диспетчерам контролировать работу сельскохозяйственной техники только на собственных полях компании".

Андрей Татарченко, руководитель «Централ Фарминг Юкрейн»

Как показывает практика, такие проекты реализуются в течение 3-6 месяцев, а полученные результаты полностью компенсируют затраты компании. Учитывая неопределенность в контексте отечественного законодательства, ситуацию в экономике страны, внедрение информационных систем для управления земельными ресурсами агрохолдинга будет актуальным еще в течение длительного времени. Компании, которые уже внедрили систему, имеют возможность обеспечить эффективное управление земельным банком, повысить инвестиционную привлекательность и стоимость бизнеса.

Подписаться на наши новости

Консультант
Нужна консультация?

Звоните по телефону +38 067 829 10 80
или оставьте свои контактные данные и мы с вами свяжемся

Клиенты и Партнеры

  • UkrLandFarming
  • Кернел
  • Мироновский Хлебопродукт
  • ИМК
  • HarvEast
  • Фридом Фарм Интернешнл
  • Continental Farmers Group
  • ED&F Man
  • Agricom Group
  • Агро-Регион
  • Централ Фарминг Юкрейн
  • Агроинвестгрупп
  • Успех
  • Лэндфорт
  • Хмельницк-Млын
  • Асприя Сидз
  • Шпола-Агро Индустри
  • Kusto Agro
  • Фаворит-Агро
  • АМГ Мироновское
  • Глобино Агро
  • Бершадь Агроплюс
  • Грин Тим
  • AG Advisors
  • Frendt
  • Carefield
  • MegaDrone
  • Fly Technology
  • DroneDeploy
  • Syngenta
  • iTec
  • Aerodrone
  • Западный Буг
  • Tvis
  • SystemSolutions
  • SkyGlyph
  • AgGeek
  • AgTech Ukraine
  • Альтера Нова

Обратный звонок